Книги
Реклама
Александр Белов. Арийское прошлое земли Русской. Таинственные корни русичей

Пословица «Время разбрасывать камни, время собирать камни» оказалась сакральной


Существует интересное выражение «Время разбрасывать камни, время собирать камни». Быть может, оно восходит к неким сакральным смыслам, которые недоступны для современного человека; быть может, оно воспринималось раньше в ином контексте, нежели сейчас. Весьма интересно, что расчлененное тело Пуруши, как и скандинавского мифологического великана Имира, отождествлялось с элементами земли и космоса, с социальными группами населения – кастами. Так, из тела Имира была изготовлена земля. Его кровь стала реками, его кости – камнями, а волосы на его теле – лесами. Похожий ассоциативный ряд встречается и в других мифологиях; например, в китайской мифологии говорится, что горы возникли из костей первородного великана Пань-гу. Боги, принеся его в жертву, изготовили из частей его огромного трупа землю, горы, долины, а паразиты на его теле стали людьми.
С другой стороны, мы знаем, что брахман, участвующий в обряде пурушамедха, отождествлял расчлененное тело человека с теми или иными земными и космическими объектами. То же самое происходило при жертвоприношении коня, когда брахман в своем сознании отождествлял глаз коня с солнцем. В этом и состоял сакральный смысл происходящего – задача главного жреца состояла в отождествлении объектов разного порядка. При этом жрец внешне выглядит совершенно пассивно. Он просто стоит и наблюдает за происходящим. Он не произносит никаких слов, не предпринимает никаких действий, его помощники занимаются физическим исполнением обряда пурушамедха. Вся сакральная работа главного жреца заключалась в ассоциативной работе его ума.
Однако можно предположить, что отождествление частей трупа с теми или иными объектами материального мира – это еще полдела. Обряд был неполный. Требовалось затем вновь собрать части трупа и сложить их вместе и путем последующих магических манипуляций оживить их. В этих магических манипуляциях, согласно русской сказке, принимали участие живая и мертвая вода, а также огонь.
Что такое Жар-птица, которая появляется неизвестно откуда и оживляет царевича? Можно предположить, что это жертвенный костер, разведенный подле алтаря.
Примерно такую последовательность событий мы видим и в египетском мифе об Исиде и Осирисе. Сет убивает своего брата и разбрасывает части его тела по всему Египту. При этом, вероятно, с каждой провинцией Египта отождествлялась та или иная часть его тела. Весь Египет был огромным метафорическим телом первого бога-человека, коим и являлся Осирис согласно египетской мифологеме. Однако затем требовалось собрать все части воедино. Это проделала уже Исида – сестра Осириса. Она собрала части трупа и оживила тело путем магических манипуляций. Вероятно, при этом она также использовала священную животворящую воду и небесный огонь. После чего Исида зачала от ожившего тела брата и похоронила тело Осириса в особом саркофаге. Осирис становится первым царем мертвых. Он ежегодно оживает, когда разливается Нил, благодаря жреческому ритуалу. Очевидно, Осирис оживает для того, чтобы дать жизнь. Здесь он выступает в качестве умирающего и возрождающегося бога плодородия.
Рожденный Исидой сын Гор являлся реинкарнацией Осириса. И его образ во многом смыкается с самим Осирисом. Он преследует Сета и вступает с ним в схватку, в результате которой Сет погибает. Таким образом, брат убивает брата, а сестра порождает новую жизнь.
Детали древнего египетского мифа помогают нам лучше понять русскую народную сказку. Иван-царевич возвращается из царства смерти, пройдя огонь, воду и медные трубы. Здесь мы видим отголоски обряда жертвоприношения с последующим магическим возвращением к жизни. Таким образом, можно предполагать, что у русских, как и у всех евразийцев, в древности существовал такой обряд, долженствующий обеспечить процветание народа и единство общества.
Кроме того, обряд закреплял за тем или иным народом территорию, на которой он жил, – эта территория являлась сакральным телом первопредка, из частей трупа которого она была изготовлена. Манифестация обряда жертвоприношения сакрализировала мифологему самого первого обряда жертвоприношения, в результате которого первопредок принес себя жертву ради наделения своих потомков «богом данной землей». Пословица «Время разбрасывать камни, время собирать камни» приобретает новый смысл в этом контексте.
Кроме всего прочего, в русской сказке явно идет речь о реинкарнации – повторном рождении. Обряд человеческого жертвоприношения, позже замененный на обряд жертвоприношения животного, вероятно, и должен был обеспечить повторное рождение. Член общины или рода верил, что земля, на которой обитает этот род или община, является телом первопредка. Осуществляя жертвоприношение, жрец древнего культа предполагал, что тем самым он обеспечивает сохранность природы вещей и мирового порядка. Он как бы воспроизводил первый божественный акт жертвоприношения. Члены общины могли предполагать, что в новой своей жизни они родятся не где-нибудь в нехорошем месте или в теле животного, а в собственном роду и на той земле, на которой испокон веков обитали их предки. Вероятно, с этим убеждением связана мифологема, которую, в частности, показал Платон в своем произведении об Атлантиде, что земля была поделена между богами и богинями на вотчины и каждый народ – потомок этого бога или богини – мог рождаться только в собственном роду. Такое мировоззрение было, вероятно, типичным для древних людей.



<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 9723