Книги
Реклама
Александр Белов. Арийское прошлое земли Русской. Таинственные корни русичей

Где жили-были арии?


Вероятно, нужно напомнить, что на бескрайних просторах евразийских степей, расположенных от Великой Китайской стены до Дуная, во 2-м тысячелетии до н. э. сформировались две огромные культурные общности: срубная и андроновская. Естественным образом представители этих общностей постоянно контактировали друг с другом.
Поселения и могильники андроновцев были классифицированы учеными и разделены на три хронологических этапа: федоровский, алакульский и замараевский. Каждый из этих хронологических этапов отличался некоторым своеобразием, но в целом культура была плоть от плоти андроновской. В целом андроновскую культуру характеризует единство форм глиняной посуды, набора женских украшений, орудий труда, быта и вооружений. Но все же некоторые отличия существовали. Так, например, федоровцы тела почивших людей сжигали, а в могилу помещали пепел и специально изготовленную куклу, которую мастерили из одежды покойного, набивая ее травой и соломой. Похожий обряд трупосожжения отмечается и в могильниках поздней бронзы в степном Крыму. Там в грунтовых могилах прямоугольной формы небольшой кучкой лежат сильно прожженные и поломанные человеческие кости. Рядом находятся кости лошади и разбитые горшки. Вполне понятно, что сожжение покойника происходило не в могиле, а на погребальном костре. Идентичный обряд наблюдается в Южном Зауралье, откуда этот обряд, очевидно, и попал в Крым.
Алакульцы погребали своих умерших в скорченном положении, аналогичные погребения характерны для племен срубной культуры. Похожие погребения появляются и в Крыму в эпоху поздней бронзы на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий. Колени покойного подтянуты к самой груди, руки согнуты в локтях, а ладони расположены возле лица. Иногда возле пояса археологи находили костяную пряжку. Вероятно, покойника приводили в скорченное положение при помощи ремня.
Таким образом, мы видим, что срубники и андроновцы постоянно взаимодействовали друг с другом, а на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий, вероятно в связи с засухой, поразившей степной пояс Евразии, они отправились на юг.
Совсем недавно казалось, что бронзовый век урало-казахских степей хорошо изучен. Однако в последние годы в степях Урала и Казахстана были открыты многослойные могильники и поселения, относящиеся к началу 2-го тысячелетия до н. э. Археологи выяснили, что они несколько отличаются от уже известных алакульских и федоровских могильников и поселений. Специалисты выделили среди вновь открытых памятников две археологические культуры: петровскую – Тоболо-Ишимскую и синташтинскую – Южно-Уральскую.
Как полагают, эти две культуры имеют непосредственное отношение к ариям, мигрировавшим в Иран и Индию. По крайней мере, по данным лингвистов, разделение ариев на две ветви – иранскую и индийскую – наметилось еще на их исторической прародине в конце 3-го – начале 2-го тысячелетия до н. э.
Однако еще А. П. Окладников в свое время предполагал, что андроновцы отправились на юг, в Малую Азию. Так, в своей книге «Открытие Сибири» он пишет о «солнечном идоле» из Академгородка. Напомним, на этом идоле вырезано изображение рыбы, как модели вселенной, а также зооморфные и антропоморфные фигуры с рогами и изображения трех солнечных дисков, каждый из которых пересечен крестом. Аналогичные изображения круга и креста обнаружены в Крыму на погребальных каменных ящиках эпохи бронзы. Они датируются концом 3-го – началом 2-го тысячелетия до н. э. А в карстовой пещере Крыма, названной пещерой МАН (Малая академия наук), обнаружено пещерное святилище, в котором над схематическим лицом человека изображен нимб, а над ним крест – символ Солнца. Это изображение датируется VII–VI веками до н. э. Не исключено, что подобные солярные знаки принесены были в Крым кочующими андроновцами.
Однако Окладников, ссылаясь на известного исследователя кавказских племен академика Н. Марра, пишет о том, что «солнечный идол» из сибирского Академгородка очень похож на аналогичные идолы – вишапы – из Армении, которые устанавливались вблизи водоемов. На вишапах также имеются изображения рыб, солярные знаки, антропоморфные и зооморфные крылатые божества, украшенные бычьими рогами, а также аисты – птицы счастья, водяные струи и змеи. Нельзя исключать, что вишапов установили в Армении мигрировавшие туда потомки андроновцев. Кроме того, необходимо особо указать, что вишапами в армянской мифологии называют драконов, крылатых змеев, связанных с водной стихией. Эти огненные драконы, символизирующие вихри и дождевые тучи, спускаются с гор и пытаются проглотить солнце. Вероятно, вишапы в древности были связаны с культом плодородия. Предполагают, что у подножия каменных стел, олицетворяющих драконов и рыб, некогда приносили в жертву молодых девушек. С этим связаны и последующие мифы об освобождении вод и девушек героями, убившими вишапов. Быть может, и возле окуневских и минусинских «солнечных идолов» в былые времена приносили в жертву людей?
Как считают некоторые специалисты в области языкознания, существуют убедительные параллели в армянском, хеттском, крито-микенском и древнеиндийском языках. Эти параллели указывают на время активных контактов между этими народами – это начало и середина 2-го тысячелетия до н. э.
Как полагает историк И. П. Евтушенко, «в качестве рабочей гипотезы правомерно отождествить петровчан с древними иранцами, а синташтинцев с протоиндийцами, которые к XVII веку до н. э. покинули свою родину и ушли в Переднюю Азию, а затем в Индию». Это суждение Евтушенко высказал в своем обзорном реферате «Арии на Урале».
Очень может быть, что отправившиеся в Иран петровчане были отнюдь не первыми из арийских племен. Быть может, их намного опередили окуневцы, создатели антропоморфных стел, кои и сегодня можно видеть в минусинских степях. Примерно такую мысль высказывал исследователь Т. Барроу, который предположил, что пришлые арии сменили в Иране родственное население. Барроу подкреплял этот тезис тем, что в лексике индоариев много слов, заимствованных у дравидов, в то же время у иранцев такое заимствование отсутствует. На основе этого Барроу делает вывод, что арии Ирана сменили в Иране родственное население.
Как считает Евтушенко, «хозяйственно-культурный тип ариев соответствует только материальной культуре пастушеских народов степей, и прежде всего – носителей андроновской культуры». Очень может быть, что одна из миграционных волн, связавшая Балканы и Урал, проходила через Кавказ. Весьма показательна в этой связи близость шахтных гробниц Микен XVII века до н. э. с могильниками Синташты. Могильники синташтинцев обнаружены и на Волге и на Дону, в степях Украины и в Румынии.
Хорошо известно, что индоарии, пришедшие в Индию, были пастухами, кочующими на своих повозках со стадами. Они исполняли обряд Ашвамедха, следуя за священным царским конем на завоевание новых земель. Культ коня и колесниц зафиксирован и в Малой Азии, когда арии вместе с хурритами появились в Митанни в XVII веке до н. э.
Хорошо известно, что у андроновцев Сибири широкое распространение получили колесницы: на это указывают находки в поселениях и погребениях их глиняных моделей, а также сами остатки колесниц, костяные псалии, скелеты и кости упряжных коней. По крайней мере, известно об одном изображении колесниц, сохранившемся на андроновском сосуде. Исследователи реконструируют два типа колесниц – тяжелые с цельными колесами и легкие одноосные колесницы. Двухколесные колесницы, а вернее, то, что от них осталось, находят в могильниках петровского типа, а также на Урале, в Северном и Центральном Казахстане. В Синташтинском могильнике найдено колесо около 1 метра в диаметре, с 12 спицами.
Эти колесницы, принадлежавшие к раннему этапу андроновской культуры, считаются пока самыми древними в Старом Свете. В захоронениях и на глиняных площадках над перекрытием могил захоронены кони. Они часто положены парами, головами друг другу навстречу. Иногда в могилы положены отрезанные головы или черепа коней. Это свидетельствует о развитом у андроновцев культе близнецов. Недаром у индусов кони ассоциировались с близнецами Ашвинами, а у греков с Диоскурами. Вероятно, вместе с переселенцами откуда-то из степей Южной Сибири культ близнецов попал в Европу и в Индию. У балтийских славян сохранились парные изображения лошадиных голов, символизирующих божественных близнецов – «сыновей бога» – Диео сунелия и Диева дели на коньках крыш и предметах быта. При этом изображение коней сопровождается солярными знаками.
В 27 погребениях Урала выявлены остатки колесниц, следы колес, псалии и погребения коней. Это свидетельствует о развитом у андроновцев культе колесниц. Этот культ позже был принесен переселенцами в Индию и Иран. Кроме того, в этих погребениях обнаружен набор вооружений: сложный лук, стрелы, боевой топор, копье, кинжал, булава, панцирь воина, шлем, плеть. Среди прочего имеются захоронения крупного рогатого скота, отдельно бычьи черепа и ноги, а также захоронения собак.
Как видим, андроновцы были примерными воинами. Набор вооружения также типичен для индоариев, что дополнительно указывает на миграцию андроновских племен на юг. По всей видимости, у андроновцев существовало табу на вступление в брак с иноверцами и представителями иных этнических обществ. Именно поэтому андроновцы на протяжении длительного времени сохраняли свой антропологический тип и особенности самобытной культуры в неприкосновенности. Нечто похожее мы видим и у индоариев, в виде кастовых запретов на вступление брак с представителями не своей касты. Быть может, у андроновцев существовали касты, как у индоариев.
По крайней мере, косвенным свидетельством этого могут являться «города мастеров», открытые в 1987 году в Челябинской области. Наиболее известный из них – Аркаим, который имел круглую планировку, чем-то схожую с планировкой могильника Аржан в Туве. Очевидно, и могильники и города в Южной Сибири представляли собой ритуальный комплекс, связанный с поклонением Солнцу.
Практически в каждом доме Аркаима была печь для выплавки металлов. Очень может быть, что основным населением Аркаима были металлурги и мастера (каста ремесленников), исполнявшие заказы на изготовление орудий и колесниц.
На центральной круглой площади этого города, вероятно, горел огонь – об этом свидетельствует прожженная земля, и совершались ритуалы поклонению божествам Солнца и Огня.
Землю, где расположен Аркаим и другие памятники «страны городов» на Южном Урале, относящиеся к эпохе средней бронзы 1800–1600 годов до н. э., планировалось в 1987 году затопить. Слава богу, что этого не произошло!
Как считает первооткрыватель Аркаима Г. Б. Зданович, люди внезапно покинули «страну городов». Быть может, они к тому времени уже начали свое движение на юг?



<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 2869