Книги
Реклама
Юрий Гаврилович Мизун, Юлия Владиславовна Мизун. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества

Заговор


Иван Грозный был женат на Анастасии Романовой. Она была из рода Захарьиных. Анастасия рано умерла, и Грозный женился на дочери кабардинского князя с Северного Кавказа – Марии Черкасской. Что касается вопроса о наследовании, то Грозный решил передать царство потомству от первого брака. Детей от первого брака он завещал братьям его первой жены Анастасии. Завещать в данном случае означает опекать, воспитывать и обеспечивать их безопасность. У Василия III было много братьев. Один из них, Андрей, в своё время был назначен главным опекуном Ивана IV. У Андрея был сын Владимир. Его мать княгиня Ефросинья (жена Андрея Старицкого) не расставалась с мыслью посадить сына Владимира на русский престол. Заговор Ефросиньи раскрылся, и в 1563 году она была сослана в северный монастырь. Что касается претендента на престол двоюродного брата Грозного Владимира Старицкого, то царь его простил, поскольку об этом просил митрополит Макарий. В то время Иван Грозный был готов идти на компромиссы во имя спокойствия в государстве. Но это было воспринято как слабость царя. И Ивану IV пришлось ломать сопротивление Боярской думы. Однако Дума за годы безвластия привыкла править по-своему. Думские бояре не допускали и мысли о том, что власть царя является высшей властью. В этих условиях укреплять государственную власть и вообще Россию Ивану Грозному было невозможно. Сломить сопротивление Думы он также не мог. Поэтому он решился на неординарный шаг – он решился демонстративно отказаться от престола.

Московские воины XVI века (немецкая гравюра)

В начале зимы 1564 года Грозный стал готовиться к отречению от власти. Он молился в московских церквах и монастырях. Попутно он приказал изъять из них самые важные, почитаемые иконы. Их отправляли в Кремль. Затем 3 декабря Грозный присутствовал на богослужении в Успенском соборе Кремля. Здесь он простился со всеми – митрополитом, думцами, дьяками и дворянами. На Красной площади царя ждали повозки с иконами, государственной казной и прочим. Их охраняли несколько сот вооруженных дворян. Те, кто сопровождал царя, должны были взять с собой семьи. Что дальше намерен делать царь, никто не знал.

Несколько недель царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы. Наконец он достиг укрепленной Александровской слободы. Здесь Грозный решил поселиться, оставив трон, о чём известил митрополита и бояр. Царь составил завещание, в котором занимался самобичеванием: «Аще и жив, но Богу скаредными своими делы паче мертвеца смраднейшний и гнуснейший… сего ради всеми ненавидим есмь…»

Грозный послал Думе письмо. В нем он четко сформулировал, что оставил Кремль поскольку невозможно управлять страной из-за противодействия бояр. Что касается простых горожан, то их Грозный в письме заверил, чтобы «они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет». Опала была только на бояр. Он обвинял бояр в притеснениях и обидах, которые они причиняют народу.

Народ на площади прибывал и волновался. Представители горожан и купцов были допущены в покои митрополита, где они заявили, что они готовы сами «потребить» государевых изменников и остаются верными присяге на верность царю. В такой обстановке противники царя в Боярской думе притихли – они боялись за свою жизнь.

Думе и митрополиту ничего не оставалось, как идти к царю, просить прощения и приглашать его обратно на трон. Грозный вначале принял духовных лиц. Он заявил, что его отречение от власти окончательное. Но его слезно упрашивали новгородский архиепископ Пимен и Левкий, и Грозный уступил. После этого царь принял представителей Думы. Их провели под сильной охраной как неприятельских лазутчиков. Думцы просили Грозного править так, как ему «годно». Царь получил неограниченную власть.

Грозный вернулся в Москву в середине февраля 1565 года. Он привёз с собой указ об учреждении «опришнины». Царь выступил с речью в Думе. Он объявил, что для «охранения» своей жизни намерен «учинить» «опришнину» с двором, армией и территорией. Он заявил, что передает государство правлению бояр, но оставляет за собой право «опаляться на непослушных» бояр, казнить их и отбирать в казну их «животы» и «статки». Царь заявил, что намерен покончить со всякими не – справедливостями и злоупотреблениями бояр.

Что касается территории опричнины, то царь взял несколько городов и уездов и там сформировал опричное войско и отдельное правительство. Отсюда царь стал управлять страной единолично, без Боярской думы. Что касается бояр, то они стали править на той части России, которая не вошла в опричнину. Она называлась земщиной.

На своей территории Грозный сформировал опричную думу, во главе которой поставил Басманова. Опричнина формировалась из худородных дворян, которые не имели никаких сношений с дворянами. Аристократы называли опричников «нищими и косолапыми мужиками», а также «скверными человеками». Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Одевались опричники в сшитую из грубых тканей черную одежду. У каждого из них к поясу была привязана символическая метелка. Их задача состояла в том, чтобы выметать из государства всякие измены.

Некоторые историки и сегодня недоумевают, зачем Ивану Грозному нужна была опричнина, дескать, он мог и без этого «расправиться с кучкой неугодных ему лиц». Говорить так – значит вообще не понимать исторического момента, преобразований, проводимых Иваном Грозным. Аристократы и бояре вели непрерывную (чаще всего тайную) войну за власть. Каждый претендовал на высшую власть. Они не просто мешали государственнику Грозному создавать государство, но и угрожали его жизни. У русских князей, начиная еще с Киевской Руси, все средства были хороши. Брат брата убивал, выкалывал глаза, гноил в тюремных ямах в кандалах, морил голодом. Человеческая жизнь и родственные отношения для них не имели абсолютно никакого значения. Значение имела только власть, причем не власть, которую надо употребить, чтобы укрепить государство, а власть в своих личных интересах. Поедание князьями друг друга было нормой, о чём мы уже говорили и показывали на конкретных примерах.

В такой внутриполитической ситуации нельзя было проводить реформу государственной власти, нельзя было делать из России сильное, быстроразвивающееся государство. Поэтому Грозному нужны были свои Дума, армия и служба безопасности. Эти составляющие элементы и сейчас служат основой Российского государства. Опричнина была создана не для того, чтобы «расправиться с кучкой неугодных лиц», а для того, чтобы создать сильное государство. Царь «опалялся» на бояр и аристократов не в результате личной неприязни, а в результате исторической необходимости. И речь должна идти не о кровожадности Грозного, а о необходимости жестоких мер. Где без таких мер можно было обходиться – царь обходился. Так, мешающих делу бояр он ссылал на окраину – в Казань. Но он их не репрессировал. Переселяли вместе с семьей, наделяли приличным поместьем. Опальных царь ссылал «на житье». В летописи сказано, что царь «опалился» на неких своих дворян, а иных велел сослать «в вотчину свою в Казань на житье с женами и детьми». В Разрядных записях сказано: «… послал государь в своей государевой опале князей Ярославских и Ростовских и иных многих князей и дворян и детей боярских в Казань на житье».

Потомки местных династий Северо-Восточной Руси кичились своим происхождением от владимирского великого князя Всеволода Большое Гнездо. Они были вскормлены на традициях феодальной раздробленности и междоусобных войн. И им не нужны были реформы, проводимые Грозным. В то же время им принадлежала политическая власть. И не только на местах, но и в центре. Так, в середине XVI века более 280 лиц княжеских фамилий Владимиро-Суздальской земли заседали в Боярской думе. Часть из них служила по особым дворовым и княжеским спискам. Поэтому речь шла не о «кучке неугодных ему лиц», а о системе. Её надо было заменить другой. Действия Ивана Грозного были глубоко продуманными и целенаправленными: царская власть должна была освободиться от перебравшейся в Москву аристократии. Доминировала в этом смысле суздальская знать, поэтому именно ей был нанесен первый удар. Князья Суздальские-Шуйские были самыми знатными потомками Всеволода Большое Гнездо. Князь Александр Горбатый-Суздальский, мнение которого чаще всего расходилось с мнением царя, был объявлен государственным преступником. Но за ним стояли Боярская дума и многие сторонники среди суздальских дворян. Их пришлось выселить из Суздаля. Опричники казнили Горбатого вместе с его сыном. Так прекратился один из родов, берущих начало от великого князя Всеволода Большое Гнездо. Это произвело впечатление – Горбатый был крупнейшим из русских военачальников, фактическим покорителем Казани.

Грозный убрал и влиятельных ростовских князей. Князь Андрей Катырев-Ростовский был сослан в казанский край, а боярин Семен Ростовский был убит.

Царь понимал, что эти единичные случаи не решают проблемы. Поэтому он решил отправить в ссылку около сотни князей ярославских, ростовских и стародубских. Опричники их хватали на воеводстве, в сельских усадьбах, в полках. На новом месте жительства на казанской окраине им дали землю, и они стали помещиками. Следом за ними были отправлены и их семьи. Таким образом, царь отправил на новое место жительства примерно треть суздальских князей из четырех знаменитых родов.

Почему речь идет о суздальских князьях? Потому что они пользовались особыми льготами и имели очень большой политический вес. Они проходили службу по особым княжеским спискам, имели право на первоочередное получение чинов в думе, а также высших воинских постов. Сосланные князья лишались этих привилегий. Так Иван Грозный с помощью опричнины подорвал политическое влияние суздальской знати. Это было непросто и очень рискованно. Но царь был готов к силовым действиям против него – для отпора у него была армия и служба безопасности (опричники). При Василии III поместные земли стали основой армии. С каждых 150 соток земли помещик-офицер должен был поставить одного солдата-крестьянина. Иван Грозный пошел дальше в этом направлении. Он распространил это правило и на вотчинные земли. Владение вотчинными землями также стало регулироваться государством, как и владение государственными поместными землями. В 1562 году был издан Указ (Уложение), по которому запрещалось продавать и менять свои наследственные земли потомкам местных династий, которые сохранили богатейшие родовые земли. Без государственного разрешения даже братья и племянники не могли наследовать вотчинные земли. Вотчинные земли, которые были унаследованы женами или которые были отданы в качестве приданого, становились государственными. Начала проводиться государственная конфискация земель у суздальских князей. Раньше эти вопросы могла решать только Боярская дума. Теперь царь принимал решения единолично.

Грозный затронул самое важное – собственность. Он встретил сильнейшее сопротивление землевладельцев – знати и князей. Сопротивление было столь сильным, что царю пришлось сделать шаг назад. Это не значит, что всё вернулось на круги своя. Всё сделанное дало свои плоды. Слабость царя состояла в отсутствии регулярной армии, которая подчинялась бы ему как верховному главнокомандующему. Существующие карательные органы были связаны с сословием землевладельцев. Военной силы у опричников было недостаточно. Всё это заставило Ивана Грозного сделать шаг назад. Многие казанские ссыльные вернулись в свои имения, но они сами стали другими. Они смотрели на всё происходящее другими глазами и не слишком задирали нос.

Ивану Грозному приходилось действовать на нескольких направлениях. Врагами государства были не только аристократы и бояре. Были и внешние враги, и прежде всего Польша. С ней Россия вела трудную войну из-за Ливонии. Война требовала средств. Иван Грозный надеялся, что помогут богатые и знатные. Поэтому в 1566 году он созвал Земский собор. Пятую часть членов собора составляли купцы. Надежды Грозного не оправдались.

Тем не менее положение в стране менялось. В политической жизни общества вместо князей-тяжеловесов важную роль стали играть правящие бояре более низкой ступени. Среди них были Морозовы, Захарьины, Бутурлины, Челядины и др. Иван Грозный постепенно усиливал свою власть. Он включал в свою «территорию» всё новые города и уезды. Земли их переходили в собственность государства. Однако сопротивление старомосковского боярства и верхов дворянства не было сломлено полностью. Они надеялись взять реванш, усматривая в уступках царя проявление его слабости. Они надеялись добиться полной отмены опричнины. Это означало только одно – они не понимали и не хотели понимать конечной цели Ивана Грозного – создать сильное государство, а не конгломерат отдельных княжеств.

Главным противником на западе была Польша. Царь делал всё, чтобы не допустить такого положения, когда Вязьма принадлежала полякам. Бояр это не заботило. Они устами Земского собора отказали Ивану Грозному в финансовой поддержке.

Когда Иван Грозный со своими отрядами отправился на западный фронт, в пути его двоюродный брат Владимир Андреевич Старицкий признался, что бояре организовали заговор. В их планы входило посадить на трон Владимира Андреевича, а реальная власть должна была остаться в их руках. В первом заговоре, который организовала мать Владимира, также ставилась задача посадить на престол Владимира. Тогда Грозный самого Владимира не наказал. На этот раз Владимир решил сам обо всём рассказать Ивану Грозному. Бояр мало заботила безопасность страны. Они снова готовы были пустить поляков к самой Москве, только бы сохранить свои имения и свою власть. Более того, они координировали свою преступную деятельность с поляками. Они обещали полякам, что выдадут им отстраненного от власти Ивана Грозного. Узнав об этом, Иван Грозный вернулся в Москву. Ему нужно было нейтрализовать заговорщиков. А для этого надо было располагать неопровержимыми доказательствами. Иван Грозный посоветовал претенденту от заговорщиков Владимиру обратиться к инициатору заговора Челядину с просьбой составить список заговорщиков, на которых он, Владимир, сможет опираться. Такой список был составлен. После этого Иван Грозный стал действовать.

Заговорщиков поддерживал митрополит Федор Степанович Колычев, который обладал очень прочными связями в боярской среде. Они даже были в родственной связи с И.П. Челядиным. Его церковное имя было Филипп. На митрополичью кафедру его поставил сам Иван Грозный после того, как прежний митрополит Афанасий сложил с себя обязанности митрополита.

Челядин выплатил в казну огромную денежную контрибуцию и затем был сослан в Коломну. Были казнены несколько родственников Владимира Андреевича Старицкого, причастных к заговору. За заговорщиков вступился митрополит Филипп. Он публично в Успенском соборе произнес проповедь, в которой требовал отменить опричнину, нарушив обещание не касаться этой темы. Более того, митрополит не благословил царя. Царь был в бешенстве. Он стукнул посохом оземь и грозно почти выкрикнул: «Я был слишком мягок к вам, но теперь вы у меня взвоете!»

Опричники схватили на улице бояр митрополита Филиппа и забили их насмерть железными прутьями. Всех людей Челядина в его имениях также казнили, поскольку имелись доказательства, что они должны были принимать участие в насильственных действиях. Самого Челядина лишили жизни так. В парадных покоях кремлевского дворца царь собрал членов Думы и столичное дворянство. Привели И.П. Челядина. Заставили его облечься в царские одежды и сесть на трон. Грозный встал перед ним на колени и сказал: «Ты хотел занять моё место, и вот ныне ты великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» Челядина тут же убили, выволокли на двор и бросили в навозную кучу. Тогда казнили М.И. Колычева, М.М. Лыкова, А.И. Катырева и Ф.И. Троекурова. Митрополит Филипп не мог рассчитывать на милость царя, который приказал собрать на него досье за период его службы в Соловецком монастыре. Были обнаружены материалы, обличающие его образ жизни. Затем последовало решение Думы о суде над главою церкви. Царь послал Филиппу подарок – голову его троюродного брата М.И. Колычева. Филипп на этот раз готов был отказаться от сана, но царя это не устраивало. Он хотел сквитаться с митрополитом, который публично в Успенском соборе оскорбил его. Царь приказал Филиппу служить службу (после того как соборный суд вынес ему смертный приговор). Приговор был объявлен во время службы. С митрополита содрали мантию и клобук и в простых санях на сене увезли в Богоявленский монастырь. По церковным законам за «скаредные дела» его должны были сжечь. Но царь смягчил приговор, и митрополита пожизненно заточили в монастырской тюрьме.

Иван Грозный переселился в Александровскую слободу. Там он принимал иностранных послов, работал со своей Думой, принимал важные решения.

С помощью предателей литовцы завладели Изборском. Появились опасения относительно Новгорода и Пскова. Поэтому из Новгорода было выселено 150 подозрительных семей, а из Пскова – 500. В окрестностях Новгорода было имение Старицких. Это тоже вызывало подозрения. Поскольку уже два заговора были связаны со Старицкими и оба они кончились большой кровью, то логически возникала мысль – не проще ли (меньшей кровью) убрать Старицких. Грозный так и сделал. Владимир и его семья были осуждены на смерть. Владимира заставили выпить бокал отравленного вина. Старшим детям князя Владимира была сохранена жизнь. Мать Владимира, которая организовала первый заговор, была отравлена газом.



<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 2318