Книги
Реклама
Александр Белов. Арийское прошлое земли Русской. Таинственные корни русичей

Лица и быт фатьяновцев-пришельцев


Итак, фатьяновские племена. Кто они? Имели ли они какое-нибудь отношение к арийцам?
Фатьяновская культура получила свое название по первому раскопанному могильнику возле села Фатьянова в Ярославской области. Эта культура известна археологам и антропологам уже более ста лет! Однако споры не утихают и поныне. И это несмотря на то, что за сто минувших лет ученые обнаружили и раскопали несколько десятков могильников, сотни погребений. Написана масса статей и книг, однако вопросов от этого не стало меньше.
Антропологи настаивают, что в основном это были люди европейской внешности – с высоким крутым лбом, с несколько массивным черепом, с тонкими чертами лица, с выступающим носом с высоким переносьем и широким подбородком. Этот тип можно, в частности, увидеть на скульптурных портретах древних римлян и даже греков.
Этот тип сохранился у жителей Центральной Европы и Восточной Прибалтики, Дунайской провинции и отчасти у населения Балканского полуострова.
М. М. Герасимов полемизировал с теми учеными, которые считали, что фатьяновская культура имела северно-лесной характер. В частности, антрополог много изучал балановский вариант фатьяновской культуры, названной так по раскопанным могильникам возле деревни Баланово в 12 километрах от Волги, что на территории современной Чувашии. Вот что он писал об этой культуре в своей книге «Восстановление лица по черепу»: «Напомним основные элементы этой культуры. Сверленые топоры – очевидно южного типа; вислообушные топоры, несомненно, степного типа; керамика по своим типичным формам не лесная; глиняные колесики от модели повозки указывают на кочевно-степной, а не оседлый образ жизни пришельцев – балановцев. Кости домашних животных, найденные в балановских могильниках, тоже служат доказательством степного происхождения балановцев.
Мы не видим в материальной культуре балановцев ни одного элемента, указывающего на северно-лесное ее происхождение».
Герасимов считал, что пришлые племена имеют южное происхождение и относятся к средиземноморскому типу. Однако Герасимов критиковал тех, кто, как Трофимова, считал, что балановцы пришли из Закавказья. Если говорить в целом, то вопрос этногенеза и прародины балановцев маститый антрополог считал открытым.
Герасимов, основываясь на данных раскопанного могильника у деревни Баланово, выделил среди пришельцев три типа. Первый тип, А, он назвал «основным европеоидным балановским типом (пришельцы)». Для этого типа был характерен череп с удлиненными пропорциями, сильно выступающий нос, слабо профилированные орбиты, общая ортогнатность лица – прямые лица, утопленность челюстей под скулы, мелкие зубы, резко очерченный подбородок, прикус чуть ножницеобразный.
Второй тип, Б, он назвал «метисным балановским типом». В основе этого типа прослеживается большая или меньшая примесь негроидной расы. Герасимов полагал, что этот метисный тип возник в результате скрещивания пришельцев-европеоидов с псевдонегроидным типом лесного неолита Волго-Окского междуречья. Под псевдонегроидами Герасимов имел в виду автохтонное население этих мест. Мало кто сегодня догадывается, что еще четыре тысячи лет назад в лесах на территории Московской области обитали негроиды, или, как их называл Герасимов, псевдонегроиды.
Вот как Герасимов описывает метисный тип Б: «Лицо всегда прогнатное (выступающее вперед), нос всегда средневыступающий, широкий, орбиты высокие, но ниже, чем у типа А, альвеолярный отросток выпукло-прогнатный, высокий, массивный; зубы верхней челюсти всегда большие, прогнатные, образующие карнизообразный или крышевидный прикус, подбородок направлен книзу». Из этого описания хорошо видно, то негроидные признаки даже у метисов были ярко выражены. Этот тип представлен пятью черепами из могильника.
Весьма интересно было бы предположить, что местные негроидные племена, которых Герасимов условно называл еще дравидоидами, вполне могли послужить основой для возникновения легенд у европейцев о враждебных пришельцам – темнокожих коренных жителях леса. Быть может, они явились прообразами леших, чертей и иных отрицательных мифологических персоналий, в коих нет недостатка в европейской мифологии. Если это было действительно так, то в этом мифологизировании чужаков вряд ли мы сможем сегодня усмотреть проявление расизма, как его понимает современное политкорректное общество. Мифологизирование чужаков было типичной чертой древнего человека. Достаточно вспомнить легенды об албасты. Светловолосую и белокожую деву потомки монголоидных гуннов – тюрки наделяли всякими чудовищными аксессуарами, когтями и копытами, ее обвиняли в злокозненности и злонамеренности. Между тем, вероятно, для европеоидов-кочевников албасты первоначально являлась белой златовласой богиней.
Но вернемся к типологии балановцев. Третий тип, В, антрополог Герасимов назвал «метисным типом В». Этот тип представлен двумя мужскими черепами. Вот что писал Герасимов по этому поводу: «В основе этого смешанного типа лежит балановский тип А (пришлые европеоиды); вторым компонентом являлся сублапоноидный тип, характерный для волосовской культуры». Сублапоноиды – это представители лопаноидной расы – нынешних саамов, локально проживающих сегодня на севере Фенноскандии. Эта раса, вероятно, возникла благодаря смешению монголоидов и европеоидов в глубокой древности. Вот что пишет Герасимов по поводу метисного типа В: «Все лицо чуть прогнатное (слабо выступающее вперед), нос слабо выступающий, орбиты ниже, чем у типа Б, лицевой скелет, в отличие от типов А и Б, грацильный (изящный), альвеолярный отросток короткий, чуть прогнатный, зубы мелкие, ортогнатные (прямые), прикус щипцеобразный».
Таким образом, по этой классификации Герасимова уже видно, что балановцы вступали в брачные отношения с местными жителями лесного пояса Европы.
Весьма характерно, что Герасимов стал описывать могильник. Целый череп можно найти именно там. Могилы фатьяновцев обычно не отмечены какими-либо надмогильными сооружениями. В глубоких прямоугольных ямах, выкопанных в слоях гравийного песка, лежат скелеты фатьяновцев: на боку или на спине. Но всегда в скорченном положении – с согнутыми в коленях ногами и руками, поднятыми к лицу. Вокруг скелетов стоят шарообразные сосуды с вертикальным венчиком, сделанные из тонкой, тщательно очищенной глины, покрытые полировкой, на которую был нанесен чрезвычайно изящный узор. Рядом с ними возле скелетов лежат костяные орудия – долота, кочедыки, лощила, кинжалы, а также различные украшения в виде молоточкообразных булавок, подвесок, изготовленные из костей животных, ожерелий из трубчатых костей птиц. Здесь вместе с покойником находится каменное оружие. В основном это топоры. Топоры двух видов: сверленые, изготовленные из тяжелых кристаллических пород, напоминающие томагавки индейцев, но только более тяжелые, а также рабочие – плоские, из кремня. Эти топоры для работы вставляли в костяные муфты, соединенные рукоятками. Даже маленькие мальчики имели игрушечные боевые топорики. В одной из могил рядом с ребенком обнаружена игрушечная глиняная повозка, напоминающая колесницу.
Как оказалось, фатьяновцы были знакомы с металлом. В их погребениях находят бронзовые топоры, копья и даже литые формы, в которых отливались металлические предметы. Кроме того, фатьяновцы были скотоводами. Куски домашних животных – свиней, овец, коз – были положены рядом с умершими, дабы, отправляясь в иной мир, умерший мог отведать знакомой пищи.
Такое убранство могил отчетливо свидетельствует о заупокойном культе. Вероятно, фатьяновцы верили в реинкарнацию, в то, что они вновь смогут родиться на этой земле. Облегчить новое рождение должна была особая ритуализированная поза эмбриона, в которую укладывали покойного. В Чувашии кроме могильников были обнаружены и укрепленные городища. Аналогичные городища найдены у родственников фатьяновцев в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и Прибалтике. Всю эту обширную местность, занимаемую пришельцами, специалисты объединяют в мегакультуру «боевых топоров». Аналогичные топоры обнаружены и в различных частях Европы.
Фатьяновцы верили в лучшую долю: их повседневная утварь изготовлена довольно грубо, а вот предметы заупокойного культа выглядят новыми, с тщательной отделкой. Помимо могильников в Европе найдены обширные поселения с наземными домами легкого типа, загонами для скота и амбарами. По большей части их сооружали из жердей и кольев, переплетенных ветками и обмазанных глинами. Получался знакомый нам плетень и мазанки, кои можно встретить и сегодня в южных областях России, Украины, Молдавии.
На вопрос, поставленный в начале этой главы: были ли фатьяновцы арийцами? – мы не можем ответить определенно. Детали заупокойного культа указывают на некоторое родство с арийцами, появившимися в Индии и Иране. Лица пришлых фатьяновцев, еще не вступивших в брачные отношения с местным населением лесной зоны Европы, весьма напоминают лица индоевропейцев. Однако сам факт наличия метисных типов, скрещивания между пришельцами и автохтонным населением Европы указывает на то, что у фатьяновцев вряд ли были кастовые ограничения, которые мы видим в ярком своем проявлении у индоариев. Хотя, конечно, если сказать наверняка, то кто его знает… дело давнее.



<< Назад   Вперёд>>  
Просмотров: 3570